Дела военной прокуратуры: Уголовные дела, расследования и защитные механизмы

Подборка наиболее важных документов по запросу Расследование уголовных дел в отношении военнослужащих (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

        Судебная практика

        Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 06.09.2024 N 22А-734/2024 (УИД 61GV0011-01-2024-000771-28)
        Приговор: По ч. 5 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы).
        Определение: Приговор оставлен без изменения. Доводы защитника об имевшем месте, со слов Б., отказе командования воинской части подать заявление о приостановлении предварительного расследования на основании п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с целью заключить контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ и убыть в зону проведения СВО, являются голословными, материалами дела не подтверждены и не свидетельствуют о наличии оснований для возврата данного уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.

        Статьи, комментарии, ответы на вопросы

        Статья: Практические аспекты квалификации преступлений по материалам практики военных судов
        (Харитонов С.С., Воробьев А.Г.)
        ("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 3) По приговорам гарнизонных военных судов Т. и Ж. признаны виновными в том, что в целях получения удовлетворительной оценки по итогам проверки физической подготовки передали должностному лицу, отвечающему за составление итоговых документов о выполнении военнослужащими нормативов по физической подготовке, через посредников взятку в виде денег в размере, не превышающем 10 000 руб. (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ). При этом по обоим уголовным делам судами оставлено без внимания то, что военнослужащий, которому предназначались денежные средства, переданные в качестве взятки, должностным лицом не являлся, а ему было поручено перенесение сведений о сдаче нормативов по физической подготовке из бумажных носителей в электронные ведомости. Расследуемое в отдельном производстве уголовное дело в отношении данного военнослужащего было возбуждено по ч. 3 ст. 159 УК РФ, о чем имелись сведения в материалах уголовных дел в отношении Т. и Ж.

        Статья: О разрешении в судебном порядке спорных вопросов жилищного обеспечения военнослужащих
        (Харитонов С.С.)
        ("Право в Вооруженных Силах", 2020, N 3) См., напр.: Корякин В.М. Жилищное обеспечение военнослужащих. М., 2014. 256 с.; Кудашкин А.В. Жилищное право: Учеб. пособие. М., 2013. 220 с.; Воробьев Е.Г. Краткий научно-практический комментарий к новому Постановлению Правительства Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 8. С. 30 — 46; Гайдин Д.Ю. Комментарии к новеллам жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. 2016. N 1. С. 27 — 34; Глухов Е.А. Тернистый путь к признанию военнослужащего нуждающимся в служебных жилых помещениях // Там же. 2012. N 3. С. 32 — 41; Трофимов Е.Н. Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства // Там же. 2013. N 12. С. 37 — 43; Фатеев К.В., Харитонов С.С. О некоторых проблемах злоупотребления правом на предоставление жилого помещения военнослужащему в период военной службы и его правовых последствиях // Там же. 2010. N 5. С. 31 — 34; Харитонов С.С. Проблемы надзора и расследования органами военной юстиции уголовных дел о мошенничестве с жильем, совершаемом военнослужащими // Там же. 2018. N 10. С. 67 — 71 и др.

        Советуем прочитать:  Как защитить права ветеранов Афганистана и Чечни в юридическом порядке?

        Нормативные акты

        Решение Конституционного Суда РФ от 17.01.2017
        "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2016 года" Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку служат основанием для решения вопроса о привлечении к полной материальной ответственности военнослужащего в связи с наличием в инкриминируемом ему деянии признаков состава преступления, если уголовное дело в отношении него было прекращено органом предварительного расследования вследствие истечения сроков давности уголовного преследования.

        "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
        (ред. от 28.12.2024) 4. Порядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и следственных органов (органов дознания) по вопросам прекращения уголовного преследования в связи с прохождением подозреваемым или обвиняемым военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит осуществление предварительного расследования. Порядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и судов по вопросам прекращения уголовного дела или уголовного преследования подсудимых, освобождения от наказания осужденных в связи с призывом их на военную службу, заключением контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время определяется совместными решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

        Правовые ресурсы

            Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области

            П равовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

            Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

            Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ.

            Советуем прочитать:  Как оспорить право собственности мужа в квартире с тремя собственниками?

            Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

            В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор реализует путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

            Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела и производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятия процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

            Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

            Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

            Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

            В ст. 37 УПК изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

            При проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

            Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

            Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

            Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дают правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

            Советуем прочитать:  Как поступить, если 15 лет косили сено на одном участке

            Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

            В случае приостановления предварительного расследования или прекращения уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

            Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта, постановления.

            Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

            Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление, а дело направляет в суд.

            Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

            Помощник Новомосковского городского прокурора Наталья Ломова

            Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
            Adblock
            detector